До недавнего времени мы знали только об одном средневековом городе на Урале. Это – Сарайшык. Явное несоответствие такой ситуации с научными заключениями о степных участках Великого Шелкового пути, о включении региона в торгово-ремесленные отношения в период Золотой Орды и многочисленными упоминаниями русских ученых XVII — XVIII веков о «развалинах каменных строений» было очевидно. Однако специального научного поиска до недавнего времени не проводилось.
Создание в 2002 году Западно-Казахстанского центра истории и археологии в Уральске в корне изменило положение. С этого времени была организована Западно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция во главе с автором этой статьи. Исследования средневековой городской культуры на Урале стали одним из приоритетных направлений.
Данная проблема имеет важное значение для истории Казахстана. О том, что города были на Волге историкам хорошо известно. О том есть ли города на Урале, или Яике, в ХVIII –ХV века до последнего времени существовали только упоминания на картах того времени и отдельные сведения в письменных источниках европейских и восточных авторов, как современного, так и более позднего времени. Но, реального подтверждения эти сведения не получали до не давнего времени ни в исторических, ни в археологических изысканиях.
Поиск городов на Урале стал одним из основных направлений работы нашего центра. Мы исходили из того, что бассейн Урала с его богатыми водными ресурсами и природно-климатической средой был благоприятным местом для создания оседлых поселений. Люди здесь жили давно и вели в основном кочевой образ жизни, подтверждением чему являются многочисленные курганы и курганные комплексы, раскинувшиеся по всему Западному Казахстану. Но существовали торговые и караванные маршруты, зафиксированное в письменных источниках, здесь проходили участки Великого шелкового пути, которые не могли обходиться без постоянных мест торговли и товарообмена, с одной стороны, а с другой, именно степняки были основными потребителями всех благ, представляемых торговлей.
Кочевая цивилизация в развитой ее форме предполагает постоянный контакт степи с городской культурой. Поэтому ведение кочевого скотоводческого хозяйства, как установлено, не отрицает, а предполагает наличие городов, как центров ремесла и торговли, как мест зимовок и баз — убежищ в стратегически важных местах.
Первые сведения о городах в Западном Казахстане относятся к домонгольскому периоду, во времена существования огузской, а затем кипчакской конфедераций. В сочинении Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествия в Волжскую Булгарию» (X в.) и в труде Абу-Хамида аль-Гарнати «Путешествие в Восточную и Центральную Европу» (XII в.) содержатся сведения о городах, торговых и караванных маршрутах, проходивших через Западный Казахстан.
Арабский путешественник и писатель ибн-Фадлан в 921-922 году побывал с посольством халифа в Волжской Болгарии, и путь его пролегал вдоль реки Урал. Советский исследователь-востоковед Ковалевский А.П., известный переводом книги ибн-Фадлана, приводит карту маршрута посольства. Он указывает место переправы с левого берега на правый, то есть из Азии в Европу, ибн-Фадланом у слияния рек Чаган и Урал, в том месте, где находится современная старая часть Уральска. В X веке по утверждению ибн-Фадлана на этом месте находилось городское поселение.
В начале второго тысячелетия связи между арабскими странами и народами междуречья Урала и Волги стали постоянными. Географы Востока были неплохо осведомлены об этом далеком крае. В 1154 году арабский географ ал-Идриси описал реку Руза, скорее всего тождественную Жаику – Уралу, хотя есть и другие мнения об отождествлении Рузы, тогда как с Уралом сопоставляется р. Даранда. Более отрывочные сведения о существовании городов даны в сочинениях Рашид-ад-Дина, ибн — Сайда, Абул — Фида и других арабо-персоязычных авторов. О расселении и занятиях народов в XI веке писал Махмуд Кашгарский в своем труде «Дивану лугат-ат -тюрк».
В эпоху Золотой Орды европейские исследователи и путешественники неоднократно пересекали и отмечали в своих путевых записках реку Жаик. Среди них выделим посла папы римского Иннокентия IV Джовани Плано Карпини (1249), а также посла французского короля Людовика IX Гильома де Рубрука (1253).
О дороге, которая вела из Крыма через Жаик и далее на восток, пишет в своем сочинении “Практика торговли”, Франческо Бальдучи Пегалотти, отмечая при этом особенности дороги из Таны в Сарайчик, описывая ходовые товары и деньги, которыми удобнее всего расплачиваться с местными жителями. В 1333 году реку Урал пересек известный арабский путешественник из Марокко, странствующий купец Ибн Баттута.
В XIV веке, в эпоху расцвета Золотой Орды, территорию Западного Казахстана посещают ряд посольств, направленных сюда и в Монголию для проведения миссионерской деятельности и налаживания торговых связей. Это посольства во главе с Джованни Мариньолли (1338-1353 гг.), священником Пасхалия (1335 — 1339 гг.), купцами — братьями Франциско и Доминико Пицигани (1367 г.). По их свидетельствам на реке Урал находились два города. Так, испанский священик Пасхалия в 1336 году указывает на город Сарайчик и еще севернее на второй, безымянный город. Почти через 30 лет об этих же городах пишут братья купцы, указывая на два этих города, при этом второй безымянный расположенный выше и севернее Сарайчика вверх по реке Урал.
Об этом же свидетельствует знаменитая карта Антония Дженкинсона 1562 года. Здесь в нижней части течения реки Урал на западном, правом берегу указан город Сарайчик, а севернее него на этом же берегу помещен город Шакафни. Академик Рыбаков Б.А., исследовав и карту и текст описания путешествия англичанина, пришел к следующим выводам. Карта Дженкинсона представляет собой один из вариантов более старой карты 1497 года, а оба города, Сарайчик и второй безымянный, отмечены на карте одинаковыми условными знаками — «мечети татарские каменные».
Следовательно, время существования северного города уже можно датировать XIV веком, а его значение и масштаб вполне сопоставимы с более известным Сарайчиком.
Таким образом, во всех исследованиях и сочинениях путешественников, купцов и миссионеров X — XIV веков указывается на наличие целой сети городов, как в междуречье Волги и Урала, так и вдоль реки Урал. Их количество колеблется от 8 до 30 городов. В сочинениях прямо указано, что в ХIV веке, помимо известного Сарайчика, на Урале выше и севернее него находился еще один город, имевший каменные здания и располагавшийся в районе современного Уральска.
Исследования русских ученых ХVIII — XIX веков подтверждают наличие средневековых городов на Урале.
Одна из самых первых русских карт, известная под названием «Большой Чертеж» была составлена в конце ХVI века и изображала территорию всего государства. Со временем эта карта пришла в негодность, и было решено составить по нему новый чертеж в том же масштабе и дать подробное объяснение. Так была подготовлена известная «Книга Большому Чертежу». Сама карта не дошла до нас, но объяснение сохранилось в нескольких списках, и представляет собой единственное географическое сочинение о России допетровских времен. В ней дано описание среднего и нижнего течения Урала.
И карта и ее описание были неполными и имели большие погрешности. К тому же с нее в разные времена снимался ряд копий, каждая из которых вносила новые неточности. Так, северный и восточный берега Каспийского моря относились к числу неизвестных. На одних картах Урал изображался как большая река с многочисленными притоками, на других — как незначительная речка. На нескольких картах изображался неизвестный ныне город Ризань, а севернее его — Шакашик. Был также отображен город Сарайчик, к этому времени уже разрушенный.
В одной из поздних копий карты, подготовленной Аврилем и изданной в 1692 году, на месте нынешнего Уральска указано селение с неизвестным ныне названием Метжет, а севернее его, при слиянии Илека с Уралом другое селение — Солянское. То же изображено и на карте французского астронома Делиля, изданной в 1700 году. Таким образом, несмотря на несовершенство «Книги Большого Чертежу», характерным для данного источника является отображение значительного количества городов и поселений в Западном Казахстане.
П.И. Рычков в своей знаменитой «Топографии Оренбургской губернии», написанной в 1748 году приводит многочисленные факты и примеры существования городов на Урале. В частности — «1.В киргиз-кайсацкой меньшей орде, от Илецкой защиты, где ломают илецкую соль, с день верховою ездою, на той стороне реки Илека видно немалое строение кирпичное. 2. От того строения в одном дне по речке, называемой Большая Кобда, при урочище Байтаке, есть признаки старинного города, где поныне еще видны рытые каналы, хлебопахотные и огородные места. Тут же одно старинное здание со сводами… 3. От тех мест в расстоянии одного дня по реке Ати — Уилу, на урочище, кое киргизы называют святого Мавлюм — Берды, признак старинного ж города, где доныне кирпичных зданий от 30 до 40 видно, тут жеподнесь каналы, хлебопахотные и огородные места значатся. 4. Оттоль с день езды по речке Сагызу видны многие ж старинные строения, тако ж в урочище, именуемом Бакчи, от речки Сагыза дня с два, от Бакчи вверх до вершин реки Зины, коя выпала из устья реки Мугалджара, и на оном устье старинных городков, рытых каналов и рвов, тако ж и насыпных бугров весьма много, из коих бугров часто вырывают людские кости отменной величины, а также золото, серебро и разные орудия. 5.По Хивинской дороге на высокой горе, которая именуется Ирняк,.. при урочище Гурук видны могилы весьма длинные,… там же сделаны два покоя больших и не низко, а наверху оных положены столь великие каменья, что один камень десять или пятнадцати человеках едва можно поднять. 6. На той же горе, при урочище Билюли — Атай, поныне имеется двор, у которого порталь или ворота большие, в нем мечеть и несколько небольших покоев. Все оное строение из кирпича. Подле ворот глубокий колодезь, в коем воды от 30 до 40 сажен.
О сем месте сказуется,… будто бы в прежние времена из Астрахани езживали на кораблях по Каспийскому морю к тому месту и, выгружаясь тут, переезжали сухим путем чрез сие место на Аральское море, где паки грузили суда и ездили в Хиву и в другие тамошние места для торгу.»
Рычков П.И. упоминает о сети городов, к тому же достаточно развитых. Здания в них построены из кирпича, обладают ирригационной системой, расположены у рек, а наличие и характер культовых строений говорит об их принадлежности к восточному типу городов. Они расположены поблизости друг от друга, как пишет автор, в одном или двух днях пути (по мнению специалистов, расстояние в день пути — это 30-40 современных километров). Количество и расположенность городов свидетельствуют о наличии связей между ними, что позволяет предположить их существование в рамках какого-то единого государства. Таким государством, в недалеком прошлом, учитывая сохранность зданий данных городов, могла быть Золотая Орда.
Среди других российских ученых отметим Палласа П.С., он трижды побывал здесь, объездив весь Урал от Гурьева до Уральска, исследовал северную часть региона, изучал Букеевскую орду. Собранный материал Паллас П.С. включил в свой обширный труд — «Путешествие по разным провинциям Российской империи», в котором дал достаточно полное описание территории края, его этнографии и истории.
В своем сочинении Паллас П.С. описывает обнаруженные им два городища. В первом случае это остатки древнего укрепления на Урале, обозначенные им следующим образом: «близ устья реки Киндели в 12 верстах от Кинделинского форпоста. Укрепление состоит из двойного в виде греческого П к южной стороне берега, вала и рвов; внешняя часть оного имеет в окружении более полверсты, но едва с локоть вышины; напротив того внутренняя сторона, которая почти 20 сажен в окружности, имеет по крайней мере 2,5 локтя в вышину, и обнесена рвом в сажень глубиной. От жилища внутри сего укрепления ни малейшего следа бывшего строения не видно, но пространство совершенно ровно».
Второе городище расположено между Большим и Малым Узенем в самом узком месте их слияния. Здесь Паллас нашел следы множества арыков, в несколько футов глубиной, и довольно много курганов и остатков жилища, из чего сделал вывод о том, что места эти были некогда населены народом. Одна из развалин состояла из 5 жилищ, сложенных из квадратного кирпича. Таким образом, Паллас П.С., как и все исследователи до него, обратил внимание на многочисленные памятники прошлого, отнеся их к материалам городской культуры.
К сожалению, ни в дореволюционной российской, ни в советской исторической науке данные сведения не использовались. Поэтому в учебниках прямо писали о незаселенных «ничейных» территориях вдоль реки Урал, которые как магнит притягивали к себе беглых крепостных, а также разбойный люд.
До недавнего времени конкретных подтверждений существования городов не было. Но поиски увенчались успехом, когда в 2001 году уральскими и алматинскими учеными было обнаружено городище недалеко от Уральска Археологические работы, которые ведутся здесь уже на протяжении 10 лет, убедительно свидетельствуют – это город ХIV — XVI веков. Таким образом, сведения средневековых авторов, а также заключения ученых ХVIII –ХIХ веков, писавших о городах на реке Урал, оказались верными.
Историческое значение данного открытия состоит в том, что теперь историю Уральска мы начинает не с 1613 года, а с первой трети XIV века.
В начале ХХI века автор этих строк доказывал наличие города близ Уральска, когда выступал в СМИ с требованием археологической экспертизы трубопровода «Аксай — Атырау». Именно на уральском участке трассы и был открыт этот город – самое крупное и сенсационное открытие в регионе за весь последний период. Первые результаты этих исследований были опубликованы в научном журнале «Вопросы истории и археологии Западного Казахстана», выпускаемом Западно-Казахстанским центром истории и археологии. Ученые Института археологии им. Маргулана Байпаков К.И., Смагулов Е.А. и Ахатов Г.А. подготовили специальное издание «Средневековое городище «Жайык». В 2006 году сотрудники центра обнаружили второй город, условно названный нам «Жалпактал» и в 2007 году – городище «Сарыузень». Они датируются XIII-XV вв. и относятся также к эпохе Золотой Орды.
Самым крупным и изученным городом из вновь открытых городов является городище «Жайык», которое былообразовано по уточненным данным в начале XIV в.Площадь, на которой прослеживаются явные следы застройки, составляет около 8 га. В 2-х км западнее городища на вершине Свистун — горы располагалось городское кладбище — некрополь, на котором обнаружены многочисленные захоронения, имеющие отношение к самому городищу. Встречаются и более ранние памятники.
Сопоставление планов, технических приемов домостроительства поволжских городов и городища «Жайык» показывает, что на строительную культуру бассейна р. Урал оказали преобладающее влияние традиции домостроения Хорезма и Сырдарьинских оазисов. Планы жилищ, исследованных на городище «Жайык», совпадают с планами жилищ Ургенча, Отрара, Туркестана XIII-XIV вв. Разница наблюдается в расположении некоторых деталей интерьера, суф, системы отопления, строительной технике и материалах.
Но есть и отличия достаточно существенные. Отопление жилищ городища «Жайык» осуществлялось специальными двухканальными канами, устроенными вдоль одной стороны суфы. «Каны» послемонгольских жилищ Южного Казахстана в большинстве своём таковыми могут называться лишь с большой натяжкой. Усадьбы, по всей видимости, имели дворы с надворными постройками, которые строились из облегченных конструкций (деревянно-каркасные, плетневые).
Таким образом, археологические раскопки показали, что городище «Жайык» является остатками развитого города золотоордынской эпохи.
Второй из обнаруженных городов — городище «Жалпактал», который по результатам обследований отнесен нами к периоду с конца XIII – до XV вв. Он расположен на границе Казталовского и Жангалинского районов Западно-Казахстанской области. Инструментальная съемка городища показала, что его площадь достигает 68 га. В центральной части городища наблюдается несколько крупных холмов высотой до 2 м и диаметром до 50 м., на остальной части городища наблюдается несколько десятков всхолмлений меньшего размера.
В 2010 – 2013 гг. здесь проводились раскопки с участием московских и казанских специалистов. Уже исследованы три жилые усадьбы, два мавзолея, проведена полная топографическая съемка городища, а также съемка в формате 3D. Проведены раскопки в центральной части городища, в частности разведочный раскоп размером 10х10 м, который показал наличие культурного слоя. Была обнаруженная постройка, выполненная из сырцового кирпича, которая представляет собой усадьбу. В раскопе обнаружено свыше 2000 фрагментов гончарной красноглиняной керамики с волнистым и линейным орнаментом (лишь один фрагмент лепной керамики). Также обнаружено свыше 2000 фрагментов костей животных, часть из которых имеют следы обработки. Особый интерес представляют монеты, среди которых самая древняя серебряная монета датируется XIII в. Установлено, что при строительстве мавзолеев широко применялись обожженные кирпичи, характерной для того времени квадратной формы. Исследования продолжаются.
На третьем городском поселении — городище Сарыузень проведены топографические работы и разведочные раскопы.
Конец ХIII в. — первая половина ХIV в. исследователями истории Золотой Орды характеризуются как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры. Возрождаются некоторые важнейшие торгово-экономические центры, пострадавшие в период завоевания, появляются десятки новых городов и крупных поселений. Этот период интенсивного роста приходится в основном на время правления ханов Узбека и Джанибека (1312-1357гг). Время характеризуется ростом территорий «старых» городов и возникновением большого числа новых крупных поселений. Зачастую в старых урбанизированных оазисах на ведущее место в экономическом и политическом отношении выдвигаются прежде незначительные поселения, которые переживают период бурного роста. Старые же столицы регионов теряют свое значение.
В бассейне реки Яик, как и на берегах Итиля, появляются города и оседлые поселения. Они образуют, как это обычно и бывает в процессе оседания и урбанизации, своеобразные микрорегионы с соответствующей внутренней иерархией поселений. Открытие городов, образованных в период Золотой Орды, позволяют по-новому взглянуть на историю региона и переосмыслить многие страницы исторического прошлого Казахстана.
М.Н. Сдыков
директор Западно-Казахстанского центра истории и археологии,
д.и.н., профессор
Список источников и литературы:
1. Ахатов Г.А., Байпаков К.М. Смагулов Е.А. Средневековое городище Жайык. – Алматы, 2005- 220 с.
2. Ахатов Г.А., Байпаков К.М. Некрополь Уральского городища// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. — Вып.1. – Уральск,2002.- С.168 – 284
3. Бекмаханова Н.Е. К вопросу об этническом составе и политической истории Ногайской Орды в ХУ1 – ХУ111 веках//Историко-географические аспекты развития Ногайской Орды. – Махачкала, 1993 – С.38 -54
4. Бисембаев А.А. К вопросу об исламизации средневекового населения Западного Казахстана (археологический аспект)//Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Материалы международной научной конференции. – Ч.1.- Актобе, 2006 – С.112 – 123
5. Ерзакович Л.Б. О южноказахстанском компоненте в материальной культуре Золотой Орды // По следам древних культур Казахстана – Алма-Ата, 1979 – С.67 – 83
6. Кушаев Г.А. Этюды древней истории степного Приуралья. – Уральск, 1993. – 120 с.
7. Марыксин Д.В., Пачкалов А.В. Монеты Золотой Орды. – Уральск, 2009. – 62 с.
8. Сдыков М.Н. Городище Жайык.- Уральск, 2008 – 65 с.
9. Сдыков М.Н. История населения Западного Казахстана. – Алматы, 2005 – 404 с.
10. Сдыков М.Н., Байпаков К.М., Ерофеева И.В., Инночкин В.А., Кривобокова С.С. Уральск древний и современный (очерки по истории Уральска и городской культуры Западного Казахстана)// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. – Вып. 10 — Уральск, 2009- С. 3-123; Вып. 11. – Уральск, 2009 – С.3-119