ШАТБАЯ МАВЗОЛЕЙ

Рынок страхования жизни в Казахстане бьёт рекорды

Шатбая мавзолейпамятник архитектуры XIX века, расположенный в 115 километрах к юго-западу от города Кызылорда, на правом берегу высохшего русла реки Жанадарья. Это выдающийся образец позднесредневекового зодчества Южного Казахстана, сочетающий в себе традиционные формы мавзольных построек с элементами художественной выразительности, характерными для архитектуры Сырдарьинского региона.

Мавзолей Шатбая представляет собой сооружение квадратного плана размером 6,7×6,7 метра и высотой стен около 3 метров. Углы здания украшены контрфорсами в виде ложных башен, придающих сооружению устойчивость и монументальность. Построен мавзолей из обожжённого кирпича, традиционного материала для зодчества Средней Азии. Здание перекрыто высоким купольным сводом, общая высота которого достигает 6 метров.

Вход в мавзолей расположен в южной стене и оформлен в виде стрельчатой арки, обрамлённой порталом, возвышающимся над плоскостью стены. Арка имеет высоту около 1,7 метра и ширину 60 сантиметров. Этот тип портального оформления характерен для памятников Сырдарьинского оазиса и отражает влияние средневековой архитектурной традиции Хорезма.

Внутреннее помещение мавзолея имеет квадратный план и переходит в купол при помощи парусов, выполненных из кольцевой кирпичной кладки. Приём напуска горизонтальных рядов кирпича, положенных в два кирпича толщиной, создаёт эффект плавного перехода от квадратного основания к круглому куполу. В верхней части купола имеется световое окно, через которое внутрь проникает дневной свет, мягко освещая внутреннее пространство.

Интерьер мавзолея богато оформлен. Стены покрыты алебастровой штукатуркой, поверх которой нанесена живопись. Это одна из наиболее ценных особенностей памятника. На южной стене, над входом, изображены восемь всадников в пёстрой, нарядной одежде, сидящих на празднично украшенных конях. Эти фигуры отличаются динамикой и живостью, что придаёт изображению праздничный и торжественный характер.

Слева от двери представлена сцена охоты — всадник выпускает беркута, преследующего зайца, а рядом изображена борзая, догоняющая лисицу. Такие сюжеты традиционны для казахского декоративного искусства и отражают охотничьи мотивы, важную часть кочевой культуры.

Археологическое и этнографическое изучение мавзолея проводилось в 1946 и 1959 годах Хорезмской археолого-этнологической экспедицией под руководством выдающегося учёного С. П. Толстова. Исследователи зафиксировали архитектурные особенности памятника, орнаментальные росписи и его связь с другими мавзолеями Сырдарьинского региона.

По своим архитектурным особенностям и художественному оформлению мавзолей Шатбая относится к числу поздних памятников хорезмийско-казахского зодчества XIX века. Он отражает устойчивость традиционных форм и приёмов, сложившихся в течение многих столетий, и в то же время свидетельствует о высокой культуре местных мастеров, сочетавших техническое мастерство с живописным вкусом.

Сегодня мавзолей Шатбая — это не только историко-архитектурный памятник, но и важный элемент культурного наследия Казахстана. Он напоминает о богатой духовной и художественной жизни казахского народа XIX века и служит бесценным источником для изучения архитектуры, живописи и символики эпохи.

Прокрутить вверх