ШАЛКИИЗ ТИЛЕНШИУЛЫ (около 1465 г., ныне территория Западно-Казахстанской области — около 1560 г.) — жырау, один из крупнейших представителей средневековой казахской поэзии. Его творчество занимает особое место в становлении духовной культуры и литературной традиции казахского народа.
Творческое наследие
От Шалкииза Тиленшиулы до наших дней дошло более 600 стихотворных строк, в которых отразились философские размышления о судьбе человека, родине, мужестве и чести. Его толгау (философские размышления в стихах) поражают глубиной поэтического мышления, богатством воображения и искренностью чувств.
Наиболее известные произведения жырау —
- «Горы высоки, высоки»,
- «Озера с кугою и рек берега»,
- «Если бы трусом красивый был аргамак» и др.
Через поэтические образы он выражал преданность родной земле, восхищение природой и стремление к свободе.
Шалкииз жил в эпоху распада Ногайской Орды, когда политическая нестабильность и междоусобные войны определяли судьбу степных народов. В своих произведениях он отражал патриотические мотивы, идеалы героизма и стойкости, призывал к единству и чести.
Знаковое произведение
Главным произведением Шалкииза считается баллада «Ер Шобан», в которой воспеваются отвага, мужество и благородство воина. Это произведение стало символом героического духа казахского народа и примером для многих поколений акынов и жырау.
Творчество Шалкииза оказало огромное влияние на развитие казахской поэзии XV–XVIII веков. Его афоризмы и формы стихосложения использовались как образец для последующих поколений поэтов и народных певцов.
Публикации и исследования
Наследие Шалкииза впервые было опубликовано в:
- «Записках Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества» (1875, 1885),
- газете «Астраханский вестник» (1893, 1916),
- «Киргизской хрестоматии» Ыбрая Алтынсарина (1879, 1906).
Позже его стихи вошли в крупные издания:
- «Памятники ранней литературы» (Алма-Ата, 1967),
- «Казахская поэзия XV–XVIII вв.» (1982),
- «Бес ғасыр жырлайды» (Алма-Ата, 1985–1989).
Шалкииз Тиленшиулы по праву считается одним из родоначальников классической казахской жыраусской поэзии. Его произведения — это летопись духа кочевой эпохи, свидетельство высокой художественной культуры и философской глубины народа степей.








