ШАЛКИИЗ ТИЛЕНШИУЛЫ

ШАЛКИИЗ ТИЛЕНШИУЛЫ

ШАЛКИИЗ ТИЛЕНШИУЛЫ (около 1465 г., ныне территория Западно-Казахстанской области — около 1560 г.)жырау, один из крупнейших представителей средневековой казахской поэзии. Его творчество занимает особое место в становлении духовной культуры и литературной традиции казахского народа.

Творческое наследие

От Шалкииза Тиленшиулы до наших дней дошло более 600 стихотворных строк, в которых отразились философские размышления о судьбе человека, родине, мужестве и чести. Его толгау (философские размышления в стихах) поражают глубиной поэтического мышления, богатством воображения и искренностью чувств.

Наиболее известные произведения жырау —

  • «Горы высоки, высоки»,
  • «Озера с кугою и рек берега»,
  • «Если бы трусом красивый был аргамак» и др.

Через поэтические образы он выражал преданность родной земле, восхищение природой и стремление к свободе.

Шалкииз жил в эпоху распада Ногайской Орды, когда политическая нестабильность и междоусобные войны определяли судьбу степных народов. В своих произведениях он отражал патриотические мотивы, идеалы героизма и стойкости, призывал к единству и чести.

Знаковое произведение

Главным произведением Шалкииза считается баллада «Ер Шобан», в которой воспеваются отвага, мужество и благородство воина. Это произведение стало символом героического духа казахского народа и примером для многих поколений акынов и жырау.

Творчество Шалкииза оказало огромное влияние на развитие казахской поэзии XV–XVIII веков. Его афоризмы и формы стихосложения использовались как образец для последующих поколений поэтов и народных певцов.

Публикации и исследования

Наследие Шалкииза впервые было опубликовано в:

  • «Записках Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества» (1875, 1885),
  • газете «Астраханский вестник» (1893, 1916),
  • «Киргизской хрестоматии» Ыбрая Алтынсарина (1879, 1906).

Позже его стихи вошли в крупные издания:

  • «Памятники ранней литературы» (Алма-Ата, 1967),
  • «Казахская поэзия XV–XVIII вв.» (1982),
  • «Бес ғасыр жырлайды» (Алма-Ата, 1985–1989).

Шалкииз Тиленшиулы по праву считается одним из родоначальников классической казахской жыраусской поэзии. Его произведения — это летопись духа кочевой эпохи, свидетельство высокой художественной культуры и философской глубины народа степей.

Прокрутить вверх