Күй (Кыу) — это композиция для национальных музыкальных инструментов казахской культуры, таких как домбра, кобыз и сыбызгы. Этот музыкальный жанр формировался на территории Казахстана на протяжении веков, где развивалась богатая традиция инструментальной музыки. Термин «күй» включал в себя как инструментальную, так и вокальную музыку в древности. Для некоторых тюркоязычных народов термин «күй» означал и инструментальную музыку, и песню.
Создателем одного из первых күй был Коркыт, который жил в VIII веке и считается одним из основателей музыкальной культуры тюркоязычных народов. В традиционной инструментальной музыке казахов наиболее развитой является домбровая область, где, по мнению исследователей, таких как Б. Асафьев и А. В. Затаевич, музыкальное мышление казахов достигло высоких уровней симфонизма.
Формы күй разнообразны, такие как «бас буын» (начальное звено), «орта буын» (среднее звено), «кіші саға» (малая сага), «үлкен саға» (большая сага). Музыкальная основа күй основана на диатонике, и часто они бывают двухголосными, хотя встречаются и одноголосные, а также трехголосные композиции.
Разнообразие күй определено историческими, обрядовыми, обычными и устно-поэтическими традициями казахского народа, а также соответствует внутренним закономерностям развития инструментального жанра. Күй имеют свои локальные стили, которые проявляются в интонационных особенностях, типах инструментов и исполнительской технике.
Великий композитор-күйши, такой как Курмангазы, оставил свой след в казахской музыкальной культуре. Его вклад включает в себя разнообразие метроритмических и мелодических элементов, расширение диапазона, использование технических и кантиленных возможностей инструментов, а также введение философских мотивов и социального пафоса. Казахские күй стали не только источником вдохновения для профессиональных композиторов, но и они вошли в мировую музыкальную культуру.