Курмангазы Сагырбайулы. Биография, наследие, факты.

Курмангазы Сагырбайулы был выдающимся казахским домбристом и композитором, чье творчество стало неотъемлемой частью духовной культуры казахов. Родившийся, вероятно, в 1818 или 1823 году в Букеевской Орде в Западно-Казахстанской области, в семье бедняка Сагырбая, Курмангазы был членом рода байулы Младшего жуза.

С самого детства он увлекся игрой на домбре, несмотря на неодобрение со стороны отца. Поддержку мальчику оказывала мать, Алка, член знаменитого рода певцов и кюйши. В возрасте шести лет его родители вынуждены были отдать его в пастухи, однако он не расставался с домброй и с удовольствием слушал кюйши, приезжавших в аул.

В 18 лет Курмангазы начал странствовать как кюйши, получая обучение у известных музыкантов того времени. Он принимал участие в соревнованиях, становясь равным среди выдающихся домбристов. Важным условием существования и сохранения традиционной музыки, по мнению исследователей, являлось общение создателя-исполнителя со слушателем.

Будучи очевидцем борьбы казахов за свободу и независимость, Курмангазы начал сочинять кюи, выражающие протест. За свои взгляды и поддержку освободительного движения его неоднократно арестовывали. В тюрьмах Уральска, Оренбурга и Иркутска он продолжал творческую деятельность.

В 1862 году Курмангазы встретился с другим великим казахским кюйши, Даулеткереем, что оказало влияние на творчество обоих музыкантов. В 1880 году Курмангазы поселился в городке Сахма под Астраханью, где собрал вокруг себя учеников, таких как Ергали Есжанов, Дина Нурпеисова, Мамен и Махамбет Утемисов.

Курмангазы ушел из жизни в возрасте 71 (или 73) лет, а его могила находится в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области. В 1997 году на его месте погребения построили мавзолей, а в селе Алтынжар открыли музей кюйши и школу домбристов. Образ Курмангазы увековечен в бронзе в Астрахани и Актау, а также установлен памятник в Атырау. В 2013 году оркестр из тысячи музыкантов исполнил кюй Курмангазы, установив рекорд, который был отмечен в казахстанской Книге рекордов Гиннесса.

Творческое наследие и память о Курмангазы

Курмангазы Сагырбайулы был известен как отец кюев («куй атасы»), и его творчество оказало огромное влияние на развитие казахской музыкальной культуры и народной поэзии. Музыканта называли также «куй атасы» из-за его выдающегося вклада в жанр кюев, инструментальных пьес для домбры. Его творчество прославилось благодаря образной выразительности и совершенству форм.

Курмангазы был не только композитором, но и виртуозным исполнителем, и до настоящего времени дошли 60 кюев, созданных им. Среди них «Кишкентай» («Малый») был одним из первых и стал свидетелем восстания казахов против хана Джангира. Его кюи, такие как «Сары-Арка», считаются вершиной его творчества. В этом произведении чувствуется тоска изгнанника, обширные образы народной жизни, лучшего, что присуще народному характеру.

Содержание кюев Курмангазы разнообразно, отражая различные аспекты его жизни и общественных событий. Он создавал произведения о своем настроении, впечатлениях, а также автобиографические кюи, рассказывающие о событиях из его жизни. Его композиции также затрагивали исторические события, посвящались близким людям и родным, чем создавалась уникальная палитра его творчества.

Курмангазы внес значительный вклад в формирование национальной композиторской школы, утверждая, что симфонический кюй генетически связан с народным кюем. Благодарные потомки по сей день чтут память о музыканте, и его имя несет Казахский государственный академический оркестр народных инструментов. Произведения Курмангазы продолжают звучать в симфониях и сборниках, сохраняя и передавая богатое наследие этого выдающегося казахского музыканта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Прокрутить вверх